СНГ И ВТО

При присоединении страны к ВТО по существу фиксируется на международном уровне общий режим доступа на ее национальный рынок для всех стран-членов организации. Это вытекает из обязательности для каждого члена ВТО соблюдения основополагающих принципов действующих соглашений организации - безусловного предоставления каждому партнеру режима наибольшего благоприятствования и национального режима.


Но для каждого конкретного вступающего могут устанавливаться сроки и пределы смягчения первоначально установленного режима (переходный период).


То есть последствия присоединения России к ВТО касаются и такого вопроса, как наши отношения со странами СНГ и, в первую очередь, с Белоруссией.


В ВТО принимается не какая-то страна, а ее таможенная территория, ее система внешнеторгового регулирования и таможенного администрирования, то есть транспарентный внешнеторговый режим. В ВТО можно вступить в режиме таможенного союза, который у нас предусмотрен с Белоруссией.


Россия вступает одна. Это сразу же исключит льготные цены во взаимном товарообороте (например, на газ). На это смогут на законных основаниях претендовать страны-члены ВТО.


Невозможным станет также реализация программ Союзного государства. Правила ВТО не дадут возможности финансировать, например, военные, сельскохозяйственные проекты, осуществляемые на территории Республики Беларусь из средств Союзного бюджета, формируемого из государственных взносов России и Беларуси. Правила и нормы ВТО весьма жестко ограничивают возможность государственной дотации, государственного субсидирования.


Из взаимного товарооборота будет удалено множество товаров, например, белорусские МАЗы, в производстве которых используются государственные финансовые ресурсы (дотации) и против которых по нормам ВТО должны применяться тогда защитные меры.


В то же время нормы ВТО не запрещают стране-члену предоставлять одному или нескольким партнерам более благоприятные, чем остальным условия доступа на свой внутренний рынок. Статья XXIV ГАТТ гласит, что страны-члены ВТО могут создавать таможенные союзы и зоны свободной торговли, отменяя при этом полностью или частично ввозные пошлины внутри создаваемой группировки. Однако целью создания таможенных союзов или зон свободной торговли должно быть облегчение торговли между другими странами-участницами ВТО и территориями данных союзов и зон.


ВТО должно дать заключение по соглашениям о создании союзов или зон свободной торговли об их соответствии положениям ГАТТ. В случае установления такого соответствия фактически признается право стран-участниц вести беспошлинную торговлю. Именно такая процедура применялась в отношении ЕС, ЕАСТ и других зон свободной торговли.


Например, Россия имеет принципиальные договоренности со странами СНГ о преференциальном режиме торговли услугами, то есть более благоприятном, чем РНБ. Соответственно в этой связи возникают вопросы по исключениям из РНБ, которые связаны с переговорами стран СНГ об их вступлении в ВТО.


Многие страны-члены ВТО имеют двусторонние и иные соглашения, предусматривающие более либеральные условия взаимной торговли услугами и не распространяющиеся на всех членов ВТО, например, Россия и ЕС.


ГАТС предусматривает возможность исключений в применении РНБ. Для этого необходимо:

доказать соответствие таких изъятий положениям ГАТС, то есть в случае, когда речь идет о либерализации торговли в рамках соглашений об экономической интеграции на основе содержащихся в ГАТС критериев либо в целях содействия приграничной торговле (в достаточно узкой полосе); или согласовать со странами-членами ВТО перечень таких изъятий с указанием конкретных мер и стран, в отношении которых они будут применяться, и зафиксировать этот перечень в приложении к Протоколу о присоединении данной страны к ВТО (как правило, общий срок действия этого изъятия не должен превышать 10 лет).

Присоединение к ВТО, очевидно, потребует от РФ определенной корректировки характера взаимоотношений со странами СНГ. Необходимо будет привести в соответствие с положениями Соглашений ВТО подписанные со странами Содружества двусторонние или многосторонние соглашения об экономическом сотрудничестве, так как во многих из них зафиксированы различные преференции. Эта работа, как мы видим, уже ведется.


Члены ВТО на переговорах настаивали, что многочисленные таможенные и торговые союзы - Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Единое экономическое пространство, зона свободной торговли между странами-членами СНГ и двусторонние договоры со странами СНГ, а также с Сербией и Черногорией - создают непредусмотренные ВТО преференции торговым партнерам России.


Российской стороной им были переданы тексты торговых соглашений с другими странами.


Если Российская Федерация захочет после вступления в ВТО не иметь таможенных барьеров со странами СНГ при входе на национальные рынки друг друга, то придется делать шаги по пути формирования реальной зоны свободной торговли в соответствии с процедурой, принятой в ВТО.


Кроме того, в ходе переговоров Российская сторона отстояла правила, по которым определяется место происхождения товаров. Если импорт идет в Россию из третьих стран через Украину, Молдавию, Грузию или Казахстан, объясняться с российскими таможенниками должен представитель компании-производителя в этих государствах.


("ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ", Информационный материал (к семинару 17.02.2006), ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ, Дюмулен И.И., Викторов С.В. )


© ОАО Рослегпром